Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольское музыкальное училище имени П.И.Чайковского»
В Концертном фойе Симферопольского музыкального училища имени П.И.Чайковского состоялся концерт лауреата всероссийских и международных конкурсов Евгении Шкарупа (гитара), выпускницы училища, а ныне – студентки 5 курса Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова (класс доцента А.Г.Бурякова).
Еще во время обучения в Симферопольском музыкальном училище им.П.И.Чайковского у преподавателя Александра Радковского Евгения становилась лауреатом различных конкурсов, была стипендиатом премии имени Алемдара Караманова.
За годы обучения в Ростове список наград Евгении значительно расширился: VII Международный открытый конкурс исполнителей на народных инструментах – Лауреат I премии; XV Всероссийский конкурс «Дон Гран-При» – Лауреат I премии; IX Международный конкурс-фестиваль «Возрождение» – Лауреат I премии; I Всероссийский конкурс-фестиваль исполнителей на классической гитаре им.Ю.Аргамакова – Лауреат III премии; VI Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах «Жемчужина Кубани» – Лауреат I премии; XI Белгородский международный конкурс исполнителей на классической гитаре и ансамблей гитаристов –Лауреат II премии; XVI международный конкурс «Виртуозы Гитары» (г.Санкт-Петербург) – Лауреат II премии.
Евгения Шкарупа принимала участие в мастер-классах известных гитаристов Артёма Дервоеда, Юрия Алешникова, Лоренцо Микелли, Павла Штайдла, Стивена Госса, Лука Луччини.
Открылся концерт исполнением произведения выдающегося мексиканского композитора Мануэля Марии Понсе (1882-1948), прозвучала его Соната №3 в трех частях. Это сочинение было написано в 1927 году в Париже, куда композитор приехал для совершенствования своей композиторской техники, в содружестве с величайшим испанским гитаристом Андресом Сеговией. Первая часть в исполнении Евгении Шкарупа прозвучала торжественно и строго, без излишней мрачности, свойственной другим исполнителям этого произведения, вторая часть «Песня» была сыграна просто, с бережным отношением к мельчайшим деталям, которые были тонко расцвечены тембральными красками. Финал увлек слушателей четким ритмом и яркой виртуозностью.
Продолжился концерт исполнением диптиха «Заклинание и Танец» современного испанского композитора Хоакино Родриго (1901-1999). Эта композиция в воображении слушателя невольно рисует ритуальные действа чародея, тем более что колорит обоих пьес магический и таинственный. Этого ощущения исполнительница достигает за счет необычных тембров гитарных фактур, острых, резких аккордов, в которых концентрируется некая холодная роковая энергия, непрерывным нагнетанием тревожного чувства. Душа подавлена, и ее отчаяние достигает предела. После всего этого, уже в «Танце», происходит разрядка, слышны обыкновенные народные интонации и ритмы, обрамляющие эпизод трепетной лирики. Все это было исполнено с высоким техническим мастерством.
Затем Евгения Шкарупа обратилась к музыке современных русских гитаристов-композиторов. Первым произведением «русского блока» стало сочинение Константина Васильева «Три лесные картины», была исполнена завершающая часть этой сюиты «Танец Лесных духов». В произведении автор хотел передать выразительную поэзию, ощущаемую в лесу. По его словам: «... лес похож на человеческую душу. Иногда чистый и светлый, в другое время печальный и мрачный, а по временам даже гневный и разъяренный. Желание синтезировать эти различные характеры заставило меня соединить в сюите разные исторические периоды. В первую очередь, это романтическая тоска по недостижимой мечте, сопровождаемая импрессионистской фантазией и мистикой». Произведение токкатного характера в исполнении Евгении звучало эмоционально насыщенно, с яркими кульминациями и виртуозным блеском.
Вторая пьеса «русского блока» – это сочинение Сергея Руднева «Вальс-фантазия на тему украинской песни «Рушник». Он известен своими гитарными обработками русских народных песен и переложениями русских композиторов (А.К.Лядов, А.С.Аренский, Р.М.Глиэр, П.И.Чайковский и др.). Много делает для возрождения традиции русской гитарной школы семиструнной гитары. Сам Сергей Руднев так характеризует свое творчество: «…Мне хочется создать на основе популярных народных песен полноценные сочинения для гитары, используя фольклорные и классические приемы развития. Процесс ломки традиционного уклада жизни в наше время уже необратим, следовательно, невозможно, да и пожалуй не нужно, восстановление традиционный условий бытования народного музыкального фольклора. Я стремлюсь дать новую жизнь старым напевам, глубоко и всесторонне осмыслить содержание пьесы, сохранить целостность художественно образа. Увидеть многое в малом, озеро в капле, вот мои принципы при работе с фольклорным материалом. При таком подходе к первоисточнику важной является сюжетная сторона поэтического текста и жанровые признаки напева. При этом стоит сверхзадача показать выразительные возможности гитары, всю палитру гитарной звукозаписи, используя как народные исполнительские приемы, так и достижения современной гитарной техники…» Исполнение произведений Руднева требуют от гитариста незаурядного технического мастерства, владения искусством пения на инструменте, богатой тембральной палитры, предельной искренности и эмоциональности. Все эти задачи Евгения Шкарупа блестяще разрешила в своем исполнении.
Закончить свой концерт гитаристка решила классическим произведением. Была исполнена Фантазия A-dur, op.19 итальянского композитора Луиджи Леньяни (1790-1877). Маэстро был не только одним из величайших виртуозов-гитаристов XIX столетия, но и плодотворным композитором, которому принадлежит около 250 сочинений для гитары, изданных в разных странах: концерты, вариации, фантазии, этюды, попурри. Евгения Шкарупа сыграла сочинение эмоционально сдержанно, продемонстрировав тонкий вкус и уважение к традициям, вместе с тем, это было блестящее, виртуозное исполнение…
Слушатели долгими аплодисментами благодарили Евгению Шкарупа за прекрасный концерт.
Александр Радковский
Сейчас 359 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте