040918 01Заговорив о камерно-инструментальной музыке, у нас, конечно же, сразу возникает ассоциация с сонатой. До XVIII столетия этим термином называлась каждая пьеса, предназначавшаяся для исполнения на музыкальных инструментах (от латинского sonare- звучать).

Собственно сонатная форма с двумя самостоятельными темами, контрастирующими между собой, впервые появляется у Доменико Скарлатти и в течении XVIII века получает полное развитие. Принцип разработки, как нового музыкального строения на основе предыдущего материала, сделал сонатное allegroдраматургически совершенным. Особое значение для него имеют непрерывность и интенсивность развития, что способствует максимальному раскрытию образной сферы, драматургического замысла и содержания.

040918 02 2При всей своей сложности, сонатная форма обладает большой структурной стойкостью и устойчивостью, благодаря чему она становится самой востребованной на все времена, пережив всевозможные модификации в музыкеXIX и XX веков.
Величайший представитель школы мастеров Венского классицизма- Вольфганг Амадей Моцарт, гений которого кристаллизовал и отточил сонатную форму до абсолютного совершенства. Именно в этой форме написано большинство произведений камерно-инструментального и симфонического творчества композитора.
В программе концерта с одноименным названием(смотреть название статьи), состоявшегося 28 апреля 2018 года в классе камерного ансамбля преподавателя Яни Ирины Федоровны была исполнена Соната для скрипки и фортепиано Соль-мажор соч. 379 по Кехелю в двух частях, относящаяся к зрелому периоду творчества Моцарта.
Первая часть состоит из двух разделов:
- торжественно-проникновенное Adagio;
- порывистое, бунтарное allegro.
Вторая часть- тема с вариациями, воплощающими большую палитру характеров и стилей: от аутентичного барокко до блестящего скерцо.
Прошли века, но проблематика человека, его духовной сущности и взаимодействия с окружающим его миром не изменилась, а лишь трансформировались и усложнились под нагромождением факторов исторического развития: социальных преобразований, кровопролитных войн и мирного строительства.
XX век явил миру блестящую плеяду новых художников-классиков, одним из ярчайших представителей которой является Дмитрий Шостакович. Монументалист и лирик! Новатор и преемственник! В его творчестве синтезируются лучшие достижения великих композиторов прошлого. Причем, используя старые выразительные приемы, жанры и формы, Шостакович порой «прямо обращается к порождаемым ими представлениям и ассоциациям, как бы взывая к заключенным в них культурным ценностям» (Л.А.Мазель). Главная причина- специфика художественного содержания всего творчества Шостаковича, основное направление которого можно определить как высокий гуманизм.
В центре содержания камерно-инструментальных произведений находится человек. В них отражена борьба человеческой воли с силами зла за высокие духовные идеалы Шостакович в наибольшей степени, чем кто-либо другой из современников, развивает тему вечного вслед за Бахом, Моцартом, Бетховеном. В его творчестве мы встречаем те же концепции, но выражены современным языком, обогащенным новой ступенью развития человечества.
Одной из индивидуально неповторимых черт самобытного стиля Шостаковича является колоссальное многообразие составляющих элементов музыкальной ткани при необычайно высокой интенсивности их синтеза и развития. Эта особенность блестяще воплощается в гениальном произведении композитора- Сонате для скрипки и фортепиано соч. 134
Произведение было написано в 1968 году непосредственно для двух великих музыкантов XX столетия- Давида Ойстраха и Святослава Рихтера, с естественной ориентацией на их исполнительские возможности.
Соната состоит из трех частей:
- первая часть- Andanteв форме сонатного allegroбез разработки;
- вторая часть- Allegrettoв форме сонатного allegro;
- третья часть- Largo, Andante, Largoв форме вариаций.
Специфика этого произведения в его исключительной монументальности, в необычной силе философского обобщения. Не смотря на участие только двух инструментов, оно является одним из самых грандиозных и масштабных произведений Шостаковича. Это подлинная симфония для двух инструментов, огромное полотно, выходящее за рамки камерного жанра.
Сонаты В.А.Моцарта и Д.Шостаковича прозвучали в Концертном фойе Симферопольского музыкального училища им.П.И.Чайковского в исполнении талантливого студента 4 курса отделения фортепиано Сейдамета Сейдаметова и великолепного мастера скрипичного искусства Ибраима Арабаджиева, благодаря высокому профессионализму которого учащиеся класса камерного ансамбля имеют исключительную возможность прикасаться к шедеврам мирового музыкального искусства.
Вела концерт студентка 3 курса отделения теории музыки Лазарчук Тамара.

Автор статьи И.Яни

Сведения об образовательной организации

Меню

Наши именинники

На этой неделе именинников нет
25.04 ЮБИЛЕЙ Тимчишин Василий Петрович
Персонал
27.04 Кораблин Сергей Кузьмич
Специалист по охране труда
27.04 Ментешашвили Роксана Важановна
председатель ПЦК «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины», Методист, Преподаватель
29.04 Русакова Людмила Дмитриевна
Преподаватель, Концертмейстер «Вокальное искусство»

131219 01 4b1

Онлайн

Сейчас 172 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

vk1 081221 ok1 081221 t1 081221

211221 01 1b1

100622 01 1

120723 01 1b1

301120 01 1b1

100920 1 1b1

131122 01 1b1

Найти на сайте

271119 01 1b

260719 01 1b

111020 01 1b1

 85 gif500x313 11

180124 01 1b1

161221 01 2

100123 01 1b1

230823 01 1af1

Мы против наркотиков

031023 03 1af1

Вверх
x

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГБПОУ РК «СМУ им.П.И.Чайковского» Вы даёте согласие на использование cookies-файлов, которые сохраняются Вашим браузером. Отключить cookie можно в настройках браузера.